Сталелитейная промышленность поможет сделать бетон прочнее

Найдена технология производства экологически чистого бетона повышенной прочности на основе промышленных отходов.

Одним из приоритетных направлений в области исследования строительных материалов является совершенствование составов и технологии бетонов с целью дальнейшего повышения их качества и долговечности. Для достижения этих целей специалисты экспериментируют с различными добавками.

Интересных результатов добились ученые из Королевского технологического университета Мельбурна: добавив в бетон стальной шлак, им удалось получить 17%-ное увеличение прочности. Уже с этим показателем открытие можно применять в строительстве: большие конструкции становятся более устойчивыми.

Шлак является побочным продуктом производства стали. Руда или лом отправляются в раскаленную доменную печь, где при высоких температурах и под давлением происходит их очистка. За год мировая сталелитейная промышленность производит свыше 130 000 000 тонн стального шлака.  

Австралийские специалисты также обратили внимание на то, что если воду, прогоняемую через шлаковые массы, предварительно обогатить фосфором – прочность бетона становится еще выше. Эти эксперименты еще ведутся, и не исключено, что вскоре строительство получит высокопрочный бетон нового типа.

При этом технология крайне экономна: отходы сталелитейной промышленности в дальнейшем почти не используются, а фосфор является побочным продуктом сельского хозяйства, и в высоких концентрациях даже загрязняет среду.

Похожие эксперименты в России ставились еще в 70 годах: цемент заменяли шлаком от доменных печей, что привело к общей экономии цемента на уровне 10-20%. Недавно специалисты компании Масстар рассматривали вариант использования золы-уноса для замены цемента на железобетон. В настоящее время в России ежегодно образуются десятки миллионов тонн золошлаковых отходов: каждые сутки работы на угле ТЭС накапливается до 1 тыс. т золы и шлака.
Эти мелкие частицы могли бы стать идеальным связующим звеном, придающим материалу прочность. Однако промышленность пока не готова к серьезным преобразованиям: сложно настроить логистику доставок и решить ряд других вопросов. В результате подавляющая часть золы направляется в отвалы; в строительной индустрии утилизируется лишь 3-5%.